There is need for JavaScript.

1.Введение


Ам Израиль Хай

Народ Израиля жив


Памяти Кристофера Йоттеруда посвящаем


Введение


Наступление современной цивилизации с ее не знающими границ информационными технлогиями, стремительным перемещением по планете множества людей, смешением рас и народов, грядущим созданием единого экономического, правового, правозащитного, "атнитеррористического" пространства (последнее — чем скорее, тем лучше, тут важно не опоздать), в качестве нежелательного побочного эффекта приводит к культурной и прочей унификации, к "переплавке культурного пространства" человечества, а тем самым к существенному обеднению этого "культурного пространства". Проблема сохранения самобытных национальных культур, способных обогащать друг друга, стоит сегодня практически перед всеми народами мира. Эти устремления можно только приветствовать, разумеется если они не сопровождаются враждебностью в отношении представителей других народов, опасным сепаратизмом, религиозным или национальным экстремизмом.

Создание (воссоздание) в 1948 году государства Израиль завершило 2000-летний трагический, отмеченный кострами инквизиции, погромами и Холокостом этап в истории еврейского народа и создало новую ситуацию для всех евреев мира,. Потому что теперь каждый еврей является потенциально гражданином Израиля (см. публикуемый здесь "Закон о возвращении") и потому что Израиль фактически является гарантом безопасности для всех евреев, где бы они ни жили. Новым важнейшим историческим этапом стала борьба советских евреев за право репатриации на историческую родину. "Они бегут как крысы с тонущего корабля", — кричал перепуганный секретарь парткома на собрании в Московском университете в 1971 году, на котором прорабатывали академика Вениамина Левича, подавшего заявление на выезд в Израиль. Колесо истории повернулось, через 20 лет "корабль утонул", а миллион евреев бывшего СССР переместились в Израиль. 18 октября 1991 года были восстановлены дипломатические отношения между Государством Израиль и Российской Федерацией, с тех пор отношения между двумя странами развиваются и укрепляются, преодолевая тяжелое наследие многолетней антиизраильской политики советского руководства.

Однако, несмотря на массовую репатриацию, число евреев в России остается значительным, и в этом принципиальное отличие нашей страны от ряда не столь крупных стран Восточной Европы и бывшего СССР, где еврейское население приблизилось к практическому нулю. В России же в некотором смысле справедлива шуточная формула: "чем больше уезжают, тем больше остается", отражающая объективный процесс деассимиляции сильно ассимилированных советских евреев, а также их детей и внуков (согласно Закону о Возвращении также имеющих право на репатриацию в Израиль). Процесс этот сам нуждается в постоянной активизации, и он порождает соответствующие потребности — культурные, религиозные, в получении информации о еврейских традициях, об Израиле, в организации изучения иврита и т.п. В Москве, в других центрах относительно большой концентрации еврейского населения желающие "самоидентифицироваться", в принципе всегда могут получить то, что ищут; зато здесь остро стоит вопрос о расширении круга таких "желающих". А в провинции, в разбросанных по стране небольших еврейских общинах налицо к тому же сильнейший "информационно-образовательный голод".

Сборник "Хаверим. Россия-Израиль" ни в коей мере не претендует на универсальность и на решение всех проблем. Мы надеемся, что представленная здесь информация кому-то может показаться полезной и интересной, а также на то, что эта инициатива привлечет внимание к проблемам малых еврейских общин России.