There is need for JavaScript.

Верный солдат Индии

Он защищал мир с Торой в походной сумке и оружием в руках


Об этом человеке слагают легенды. Несомненно, он самый знаменитый еврей Индии. Генерал-лейтенант Джек (Якoб-Фарж-Рафаэль) Джейкоб в 1971 году принудил к капитуляции пакистанскую армию. Позже он успешно сражался с коррупцией на посту губернатора штата Гоа, а получив должность губернатора штата Пенджаб, самого крупного и богатого в Индии, предпринял решительные меры для восстановления в этом районе лесов и увеличения посадок эвкалиптов, тика и гевеи.


ДЕНЬ ПОБЕДЫ


Историческое событие произошло 16 декабря 1971 года. Именно в тот день один из самых успешных пакистанских военных деятелей Амир Ниязи (1915–2004), губернатор существовавшего в то время Восточного Пакистана (ВП), подписал безоговорочную капитуляцию своего 93-тысячного экспедиционного корпуса. И хотя тогдашнее противостояние, позже названное Третьей индо-пакистанской войной, формально завершилось только на следующий день, именно 16 декабря празднуется в Индии как Виджат Давас (День победы). Капитуляцию принял индийский генерал Джек Джейкоб. За два года до этого события начальник генерального штаба индийской армии Сэм Манекшо назначил Джейкоба командующим Восточным военным округом Индии.


Джейкоб, опытный и авторитетный офицер, сражался в годы Второй мировой войны в рядах британской армии против германских нацистов и их саттелитов в Северном Ираке, против корпуса генерала Роммеля в Северной Африке, а также против японских захватчиков в Бирме и на острове Суматра. Рой Каушик из Научного центра изучения гражданских войн исторического отделения университета Джадавнур в Калькутте в статье «Боевой дух и дисциплина в африканских, британских и индийских войсках в Бирме и Индии во время Второй мировой войны: июль 1943 года – август 1945 года», опубликованной в «Современных азиатских трудах» (Kaushik Roy. Discipline and morale of the African, British and Indian army units in Burma and India during World War II: July 1943 to August 1945 // Modern Asian Studies. – Cambridge: N.J., 2010), обращает внимание на тот факт, что «для индийцев служба в британской армии, противостоявшей германским нацистам и японским милитаристам, считалась высокой честью и почетом». Несомненно, Манекшо опасался, что Джейкоб может претендовать на его место. К чести начальника Генштаба индийской армии, в его отношении к Джейкобу верх взяли не личные обиды и не желание за них посчитаться, а понимание неизбежности надвигавшейся войны с Пакистаном. В создавшейся ситуации начальник индийского Генштаба не мог не понимать, что армию на востоке Индии должен возглавить такой генерал, как Джейкоб.


Населенный преимущественно бенгальцами, ВП выступил против центрального правительства в Исламабаде, расположенной в Западном Пакистане. Бенгальцы, отделенные от фактической метрополии территорией Индии, желали отделиться и провозгласить свое государство. Против пакистанских войск (точнее говоря, против армии, представленной в основном военнослужащими Западного Пакистана) уже вели бои отряды «мукти-бахини», представлявшие освободительное движение бенгальцев. Этим отрядам в открытую оказывала поддержку Индия, поставляя советское оружие. На атаку, совершенную 3 декабря 1971 года пакистанскими ВВС на ряд индийских авиабаз, индийцы ответили мощным ударом. Иначе и быть не могло, ибо, по данным индийской разведки, пакистанский авианалет был только первым этапом осуществления плана «Чингиз-хан» по разгрому индийских вооруженных сил. Дели вступил в войну с Исламобадом и, таким образом, поддержал бенгальцев. После нескольких дней боев преимущество индийцев стало очевидным и для противника. При этом отлично проявила себя поставленная индийцам техника советского производства и особенно плавающие танки ПТ-3 и многоцелевые вертолеты МИ-4.


ООН требовала прекращения военных действий с обеих сторон. В Дели не исключали, что на стороне Исламабада активно выступит Пекин. В принципе индийцы могли достигнуть победы на поле боя, но генерал Джейкоб во избежание излишнего кровопролития во время краткого перемирия решил совершить поездку в Дакку, тогдашний административный центр ВП (ныне столица республики Бангладеш). Он встретился с генералом Амиром Ниязи и убедил его в необходимости безоговорочной капитуляции.


ЗОЛОТО МОЛЧАНИЯ


В автобиографической книге «Одиссея войны и мира» (An Odyssey in War and Peace. An autobiography), выдержавшей несколько изданий на английском языке (последнее в 2011 году), Джек Джейкоб пишет, что он от имени индийского правительства обещал командующему пакистанскими войсками в ВП генералу Амиру Ниязи в случае публичной капитуляции сохранение жизни всем подчиненным ему военнослужащим и гражданским лицам. «После того как я предложил Ниязи капитулировать, – вспоминает Джейкоб в своей книге, – я вышел, чтобы дать генералу время на раздумье. Через полчаса вернувшись, я нашел Ниязи в состоянии, похожем на прострацию. Он неподвижно сидел за столом, смотрел, не мигая, куда-то вперед и молчал. Мне пришлось трижды спрашивать его о том, какое решение он принял. И так как пакистанский генерал продолжал молчать, я сказал следующее: «Ваше молчание рассматривается мною как знак согласия». Так в самом деле все и произошло. На следующий день 93 тысячи пакистанцев сдались в плен.


Когда книга была опубликована и этот эпизод стал достоянием гласности, один дотошный корреспондент сказал генералу Джейкобу, что, согласно индийской пословице, «молчание – только половина согласия». Продолжая свою мысль, журналист с улыбкой спросил, где же знаменитый генерал «взял вторую половину согласия». Ответ Джека Джейкоба, демонстрирующий одновременно умение иронизировать и эрудицию, заслуживает публикации без всяких сокращений: «Молчание – это еще и золото, как утверждали римские философы, – сказал генерал Джейкоб, – а также и знак полного согласия, как гласят поговорки у многих европейских народов. Но я имел в виду высказывание Уильяма Хэзлитта, определившего молчание, «как великое искусство ведения разговора». Блестящий ответ. Замечу только, что Уильям Хэзлитт (1778–1830) – знаменитый английский критик и философ.


Cобытиям третьей индо-пакистанской войны и становлению государства Бангладеш посвящена и ранее изданная книга Джека Джейкоба «Капитулляция Дакки. Рождение нации» (Surrender at Dacca: Birth of a Nation), вышедшая в 1978 году.


Если оценивать сдачу в плен экспедиционного корпуса Амира Ниязи с исторических позиций, то это была первая безоговорочная капитуляция в послевоенной истории. Но главный факт состоит не в этом. Генерал Джейкоб спас человеческие жизни. Тысячи жизней. А в Торе (Библии) говорится: «Тот, кто спасает одну человеческую жизнь, спасает целый мир».


Генерал Джейкоб внес свой вклад и в борьбу с маоистским, исламистским и индуистским терроризмом. Директор Центра международных исследований в Париже Кристоф Жафрело в статье «Диалектика терроризма в Индии с 2001 года: «рука из-за рубежа», исламисты и индуистские националисты», опубликованной в 2010 году (C. Jaffrelot. La dialectique des terrorismes en Inde depuis 2001: la «main de l’etranger» les nationalistes hindus // Сritique intern. – Paris, 2010), обращает внимание на тот факт, что в 2001–2008 годах Индия была одной из стран с наибольшим количеством терактов. Однако совместные действия индийской армии и спецслужб способствовали разгрому значительного количества террористических группировок.


У ИУДЕЕВ СЛУЖБА В АРМИИ – СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ


Джек Джейкоб родился в состоятельной еврейской семье в Колкате (бывшей Калькутте) в западной Бенгалии в 1923 году. Его отец, Элиас, принадлежал к общине багдадских евреев, перебравшихся на территорию Британской Индии еще в середине ХVIII века.


С древних времен на территории Индии проживают другие этнические группы евреев, которые всегда служили в армиях местных правителей, а потом – в колониальной британской армии. Так, в небольшой общине «Бени Исраэль» (именуются также маратхскими евреями), почти полностью проживающей в районе Мумбаи (бывший Бомбей), практически не было мужчин, не прошедших воинской службы. Например, в 1869 году только в бомбейском гарнизоне служили 36 офицеров и 231 солдат, принадлежавших к этой общине. Самым знаменитым из них был Моисей Бенжамен, дослужившийся до полковника. Год его рождения не известен, но умер он в 1897 году.


Героем Индии является и выходец из еврейской общины подполковник Джозеф (Джерри) Джерад, который во главе батальона, окруженный превосходящими силами пакистанцев, сумел прорваться к своим, захватив в плен несколько высших офицеров врага.


Полковник индийской армии Ими Шаха, верующий еврей, знающий историю иудейских общин на полуострове Индостан, в беседе с корреспондентом «НВО» рассказал следующее: «Служили в армиях различных индийских правителей, а затем и в британских воинских подразделениях, кроме багдадских, также кочинские, иначе малабарские, евреи, проживающие в штате Керала на юге Индии. Этих евреев иногда неверно именуют «черными», что вносит путаницу, ибо «черные евреи», или фалаши, – это чернокожие евреи, выходцы из Эфиопии. Согласно законам иудаизма, служба в армии страны проживания – это «мицва», в переводе с иврита – обязанность иудея».


Багдадский еврей Джек Джейкоб по военной специальности артиллерист. Он окончил Индийскую военную академию и прошел курсы усовершенствования в военных академиях Великобритании и Соединенных Штатов. Говоря о генерале Джейкобе, отлично его знающий полковник Шаха заметил, что «этот человек снискал уважение не только среди индийцев, но и бывших своих противников».


Несколько европейских евреев (ашкеназов), выходцев из Великобритании и Ирландии, занимали генеральские должности в Индийской колониальной британской армии. Но только Джейкоб, выходец из иракской семьи евреев-сефардов, изгнанных в конце ХVI века из Испании, дослужился до звания генерал-лейтенанта в независимой Индии.


В наши дни большинство евреев, уроженцев Индии, проживают в Израиле. И у генерала Джейкоба на Земле обетованной немало родственников и друзей. Он много раз посещал еврейское государство. Самым большим его другом был генерал Мордехай (Мота) Гур (1930–1995), уроженец Иерусалима, родившийся в семье выходцев из России. В 1974–1978 годах он занимал должность начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля. У Джейкоба хранится подаренная Гуром с дарственной надписью его знаменитая книга «Храмовая гора в наших руках», опубликованная в 1973 году.


Неоднократно встречался генерал Джек Джейкоб и с Шимоном Пересом, ныне президентом Израиля. Когда Джейкоб послал Пересу второе издание своей книги «Одиссея войны и мира», то в ответ он получил письмо, в котором были такие слова: «Я хорошо помню нашу последнюю встречу в Иерусалиме. Я горжусь тем, что еврей принял столь деятельное участие в становлении Индии и ее обороне. Мы уверены в том, что это будет способствовать развитию и углублению отношений между нашими странами».


Сегодня выдающийся военный и политический деятель генерал Джейкоб, которому в следующем году исполняется 90 лет, почетный военный пенсионер, самый уважаемый еврей Индии. В пятничный вечер, а также непосредственно в субботу, он приходит молиться в синагогу «Йегуда Хиам» в Нью-Дели.


Иерусалим – Дели


2012-08-24 / Захар Гельман — профессор.

http://nvo.ng.ru/forces/2012-08-24/11_india.html