There is need for JavaScript.

Поздравляем с Ханукой!

Празднуя Хануку, мы вспоминаем деяния древних греков, которые вошли в Священный Храм и осквернили масла, которые использовались для зажжения меноры. Маккавеи подняли знамя восстания против греков и выгнали их из Храма. Когда они стали искать чистое масло, то среди множества оскверненных они нашли всего один сосуд с печатью первосвященника. И масло из этого единственного сосуда освещало святилище на протяжении восьми дней. Это было чудо Хануки.

В мистической традиции масло символизирует хохма, высочайший уровень разума и процесса познания, на котором рождаются представления, первоидеи. В Талмуде говорится, что в Израиле, в месте под названием Ткоа, где широко использовалось оливковое масло, хохма тоже процветала. Так же как хохма связана с высочайшим уровнем разума, вдохновленного мышления, она связана и со страхом перед Г-сподом, как написано в Псалме 111, начало хохма есть страх перед Г-сподом.

В мистической традиции процесс познания делится на три категории – хохма, бина и даат. Бина – это тот аспект процесса познания, на котором мы достигаем понимания путем сравнения и анализа. Даат — это та часть познания, которая связывает абстрактные идеи с реальностью чувств и действий.

Пример бина – это студент, который читает учебник по химии и путем внимательного изучения материала начинает понимать суть урока. Другой пример – это сравнение двух физических феноменов для того, чтобы понять их суть, например, изучение воздействия гравитации на различные предметы для понимания гравитации.

Хохма, с другой стороны – это проблеск, который наводит на мысль. Хохма – это учитель, который дает урок, в то время как бина – это студент, который должен "переварить" и понять то, что ему рассказывают. Хохма также можно сравнить с видением, в то время как бина – это слушание. Видение не обязательно предполагает понимание, в то время как слушание предполагает понимание.

Греки были великим мыслителями. Они дали миру Аристотеля, Сократа, Платона, Пифагора и многих других. Они могли похвастать различными школами философии, искусства и литературы. Греки были лучом света для мира, и их идеи рассеялись по миру. Огромная часть сегодняшней западной мысли основана на греческой философии.

Греки верили в возможность полнейшего использования разума и превозносили величие человеческого ума. Они восхищались великими мыслителями и презирали тех, кто погружался в иррациональное. Хотя они верили в существование добра и зла, и в то, что человек должен жить в соответствии с тем, что хорошо, они давали определения добру и злу в категориях человеческого разума.

Они определяли разумную идею как бина. Они принимали идею хохма, но только в той мере, в каковой ее можно проверить разумом. Иными словами, они использовали бина для проверки хохма.

В еврейской традиции концепция добра и зла определяется не человеком, а Б-гом в Торе. Для нас хохма – это высочайший дар, божественный дар Г-спода. Мы должны использовать наше понимание для постижения божественных повелений Торы и тем самым стремится к пониманию божественного. Но это — простое понимание человеком безграничной мудрости Г-спода, а не сущностное понимание обоснований Г-спода. Для еврея бина подчинена хохма.

Хотя греки в некоторой степени завидовали еврейскому уму, они отвергали подчиненность нашего мышления тому, что они считали догмой. Для греков понимание (бина) было высочайшей формой человеческих усилий и заслуживало похвалы. С их точки зрения подавление нашего разума (бина) в пользу хохма (вдохновения) Торы – это издевательство над нашими человеческими способностями.

Поэтому то, что они осквернили священное масло в Храме, в мистике трактуется как попытка оспорить подчиненность разума источнику, который стоит выше него, подчиненность хохма Торы. Однако хотя они пытались осквернить масло, источник хохма, Сам Б-г заставил их не тронуть один маленький сосуд масла.

Когда Маккавеи обнаружили этот единственный сосуд масла, олицетворяющий хохма Торы, они оставили без внимания оскверненные сосуды с маслом (олицетворяющие мудрость греков). Они использовали чистое масло для зажжения меноры. Сама менора символизирует даат, связь между разумом и самореализацией. Таким образом они выразили свое желание вернуться к Г-споду и Его священной Торе. Б-г выразил свое удовлетворение их действиями, позволив случиться чуду. Вместо одной ночи горения масло горело 8 дней.

Число 8 в мистической традиции имеет особое значение. Так как мир был сотворен за 7 дней, 7 – это число природы и всего земного. Греки давали высокую оценку всем достижениям, основанным на земном разуме человека. Восьмой день означает на один больше семи, выше природы, Б-жественное, бесконечное. Чудо Хануки – это 8 дней, отражающие удовлетворенность Б-га нашими чистыми поступками.

Менора в Храме имела только 7 ветвей, в отличие от нашей ханукальной меры, где их 8. Семиконечная менора горела и освещала Храм на протяжении 8 дней. Это означает, что семиконечная менора, символизируя 7 дней творения, природу и приземленность, возвысилась благодаря маслу, которое должно было гореть всего 1 день. 8 дней отражают аспект божественного, аспект выше природы – но это в семиконечной меноре. Это божественный свет, освещающий земной мир.

Сегодня, когда мы зажигаем восьмиконечную менору, мы должны разжечь свою божественную искру. Мы должны достичь уровня выше природы. Когда наша восьмиконечная менора горит 8 дней, мы устремляемся к Г-споду, чтобы разжечь нашу божественную искру.

Так пусть мы, как наши смелые предки, реализуем наши чаяния и увидим Б-жье сияние здесь, в нашем мире.

Ави Лазерсон, Jewsweek Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru