There is need for JavaScript.

Без парадов и салютов

17 Мая 2010 г.


День Победы в Израиле праздновали целую неделю


Торжества в честь Дня Победы в Израиле закончились только в минувшие выходные. Проходят они камерно, без фанфар – в поселениях и общинах, в кибуцах и семьях. Но от этого память о погибших в огне Второй мировой не становится слабее, а забота о ветеранах – менее трогательной. Чем израильский праздник отличается от нашего, увидел корреспондент «НИ».


Во многих странах день победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне давно уже стал именоваться Днем памяти и примирения. В Израиле это День Победы над нацистской Германией – именно так называется праздник, который в силу ряда причин – религиозных и светских – растягивается на несколько дней. При этом в Иерусалиме – ни в его восточной, арабской, части, ни в западной, еврейской – в глаза не бросился ни один широкоформатный праздничный плакат, ни одна уличная растяжка. Не было в Израиле и помпезного парада. Как не было и единого массового сбора участников последней мировой войны. Праздники проходят в кругу общины, поселения, кибуца, семьи и друзей. Так, нынешние юбилейные торжества начались маршем, митингом и возложением венков к памятнику воинам-освободителям в маленьком городке Бат-Ям еще 7 мая, а завершились только в минувшие выходные футбольным турниром под девизом «За нашу Победу» в городе Ашдод. В нем, кстати, приняли участие и дипломаты стран СНГ, и команда из местных русскоязычных журналистов, и полицейские, и даже сборная лиги КВН.


Внимание и почтение к ветеранам войны здесь вообще далеки от формализма. Государство и само общество избирают те формы и способы выражения своего отношения к ветеранам, которые считают наиболее важными и эффективными. «Та не переживайте за наших ветеранов войны. Все они получают очень приличную пенсию, в несколько раз превосходящую обычную трудовую», – заверила корреспондента «НИ» Фаня Штруль, переводчик и гид, сопровождавшая небольшую группу российских журналистов.


А мне сразу вспомнилась моя деревенская соседка, участница Великой Отечественной войны, которую наше государство в канун юбилея Победы облагодетельствовало 1 тыс. рублей, а местные власти – ватным одеялом, за которым 87-летней женщине пришлось пройти пешком около 5 км, чтобы доставить «теплый» подарок из клуба домой. Это и в честь нее гремел на Красной площади парад и полыхал салют, в честь Пелагеи Самойловны Ребро из деревни Похвиснево Калужской области.


«Не морочьте голову и примите благодарность»


Поселившись в гостинице города Герцлия, к великому своему изумлению, обнаружил я в своем номере поздравление с Днем Победы в виде незатейливых, но трогательных стихотворных пожеланий, а также вазу с фруктами. Удивленный таким незаслуженным вниманием к своей персоне, я решил, что заселили меня, безусловно, по ошибке в чужой номер. Ведь я родился несколько позже окончания Отечественной войны. «Нет здесь никакой ошибки, – твердо заверил меня дежурный администратор. – Вы старший по возрасту в русской делегации. И у вас кто-то из близких родных наверняка воевал на той кошмарной войне, а то и стал, извините, ее жертвой. Так что не морочьте мне голову и примите наши искренние слова благодарности».


Никогда не мог даже подумать, что получу слова благодарности за победу над фашистской Германией за своего дядю Петра Гавриловича Житняка, погибшего в августе 1943 года под Харьковом, за другого дядю, Григория Ефимовича Степового, пропавшего без вести на фронте в неизвестном месте и неизвестно в каком году. За еще одного родного дядю – Александра Ефимовича Степового, инвалида войны. За отца – Дмитрия Ефимовича, дважды бежавшего из фашистского концлагеря. Спасибо вам, израильтяне, тода раба!


И профессура в пыльных шлемах…,


В студенческом городке Тель-Авивского университета главное – не обращать никакого внимания на экипировку учащихся и преподавателей. В тридцатиградусную жару форма одежды и обуви может колебаться от пляжной до заполярной. Мимо установленного на гуманитарном факультете бюста Франца Кафки снуют юные красавицы в дырявых тапочках или высоких замшевых сапогах, в легких мини-майках. Или мужские особи – кто в застегнутом на все пуговицы шерстяном пиджаке, кто в дырявых джинсах и шортах.


Именно в таком антураже состоялось здесь открытие Центра по изучению европейского еврейства. Строгие костюмы дипломатов, религиозные одеяния священнослужителей и тут легко уживались с легкомысленными теннисками и игривыми топиками студентов и студенток. Но особенно выделялись представители профессорско-преподавательского состава университета. У каждого второго в руках красовался велосипедный шлем, в котором они прибыли на торжество.


Открытие центра – это тоже часть большой мемориальной программы. И на торжественной церемонии профессор Тель-Авивского университета Дина Порат особо подчеркнула: глубоко символично, что этот научный центр открывается в 65-ю годовщину Победы над фашизмом. Первый в своем роде, он будет изучать в том числе существующее в Европе законодательство по борьбе с антисемитизмом и подготовит проект так называемого идеального закона, направленного на противодействие этому явлению.


…У западной стены Старого города, которая известна во всем мире как Стена Плача, людское столпотворение. Хасиды в традиционном черном одеянии, многочисленные группы младшеклассников с кипами на головах, стайки подростков неопределенной религиозной ориентации, молодые люди в форме вооруженных сил Израиля с оружием в руках и просто с рюкзаками, из которых торчат бутылки с питьевой водой. А рядом со святынями иудеев в тесном соседстве стоят православные, католические, мусульманские, армянские храмы. И к каждому из них – своя тропа, потоки паломников, которые причудливо переплетаются, сливаются, расходятся в разные стороны и снова сходятся. Здесь отчетливо понимаешь, что такое «в тесноте, да не в обиде».


АНАТОЛИЙ СТЕПОВОЙ, Иерусалим – Тель-Авив

© 2010 newizv.ru