There is need for JavaScript.

"Искусство выживания в Израиле". Краткий курс. Марьян Беленький

Краткий курс.


Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить.


Израильтяне – не евреи


Израильтяне произошли от евреев, как человек от обезьяны. Но разница между евреями и израильтянами не меньшая, чем между шимпанзе и человеком. Ментальность израильтян значительно отличается, а порой и прямо противоположна ментальности тех евреев, которых мы знаем по России.


Подходить к израильтянину с привычными нам мерками и стереотипами еврея совершенно неверно. Типичный израильтянин, особенно выходец из стран Северной Африки (а таких в Израиле – половина еврейского населения), по ментальности ближе к народам Средней Азии. Репатрианты и туристы в силу естественных обстоятельств мало контактируют с израильской интеллигенцией ашкеназского происхождения. Всевозможные подрядчики, агенты различных контор по трудоустройству – это либо русские, либо выходцы из стран Востока.


Культура обмана и мошенничества


Стремление обмануть ближнего – естественная и имманентная черта израильской ментальности, зафиксированная в научной и художественной литературе, эстраде, анекдотах. При любом контакте с израильтянами надо прежде всего подумать – как он может меня обмануть и как я могу от этого защититься. Одно из любимых слов израильского сленга – фраер – человек, который дает себя обмануть. Любимое изречение израильтянина – «Что я – фраер?» Турист или иммигрант, не знающий иврита, а следовательно и израильских порядков, вызывает у нормального израильтянина подсознательное желание «нагреть» фраера.


Стратегия поведения


Основой выживания в Израиле является так называемая «хуцпа», то есть естественная наглость, с которой ведут себя израильтяне. Для того чтобы добиться успеха в Израиле, нужно полностью избавиться от привитой вам в прошлой жизни скромности и интеллигентности и привить себе ту естественную наглость, с которой ведут себя израильтяне независимо от их происхождения, страны исхода, образования, возраста, пола и потолка. Израильтяне ведут себя довольно раскованно, что на взгляд многих людей из России воспринимается как наглость или развязность.


Простой пример – вы пришли в учреждение, рядом со столом чиновника нет стула. Не ждите, пока он пригласит вас сесть, смело берите стул, стоящий у другого стола или зайдите в соседнюю комнату (но тогда надо спросить, можно ли взять стул). Именно такое поведение будет воспринято в Израиле как признак инициативного, самостоятельного человека.


Вынесенная нами из России скромность, интеллигентность воспринимаются израильтянами как признак слабости и неуверенности в себе.


Оптимальная стратегия поведения в Израиле – спокойная уверенность в себе. С другой стороны, нельзя и давать себе излишне комплиментарных оценок: «Я – лучший, очень хороший работник, меня все уважают, замечательный». Этим вы настроите людей против себя. О своих успехах говорите всем, о неудачах – никому. Несколько подчеркнуть свои положительные качества, помалкивая о недостатках, лучшая стратегия при контактах с людьми. То, что в России считалось бы наглостью, у нас воспринимается как признак уверенности в себе.


« Поглаживания » при контакте.


При встрече даже малознакомые израильтяне обмениваются несколькими ничего не значащими фразами. Тем не менее, эти фразы обязательны, если вы хотите поддерживать с этим человеком контакт, и чтобы вас не сочли угрюмым и невежливым букой:


– Шалом, ма нишма? А-коль беседер? Ма шломха? – Привет, как дела? Все нормально? Как здоровье?


На все эти вопросы существует единственный ответ: «Беседер», «Беседер гамур» (арабская версия: «Мабсут халас»).


Отвечать «беседер» нужно, даже если вас везут на кладбище.


Культура блата

Средь тьмы лесов, средь топи – блат.

Пушкин


Если блат, по мнению классика, был среди российских лесов и болот, то в иудейской пустыне без него тем более не обойтись.


Взятки в Израиле не в ходу. То, что в России делается за деньги, у нас делается по блату. Даже в анкете при приеме на работу нередко есть пункт: «Кто из работников нашего предприятия может вас рекомендовать?» Израильтянин постоянно опирается в своей жизни на знакомых по дому, саду, школе, армии, университету, курсам, кружкам, клубам, синагоге, работе.


Поэтому одна из главных задач репатрианта – как можно быстрее обзавестиcь социальными связями, вступать в контакты с израильтянами – на работе, по месту жительства, в магазине, синагоге и т. д. Случайный контакт может вывести вас на людей, которые помогут решить многие проблемы. Обращаться «от Моше» – это естественная и общепринятая форма решения проблем. Поэтому главное условие достижения успеха в Израиле – общительность, доброжелательность, контактность, умение и желание понравиться окружающим, особенно тем, от кого зависит решение ваших проблем. У неконтактного, угрюмого, замкнутого человека нет шансов на успех в нашей стране. Даже при назначении на должность министра используются личные связи, что уж говорить о других областях. «Неважно, что ты знаешь, – важно, кого ты знаешь» – это главный израильский принцип.


По блату у нас устраивают на престижную работу, повышают по службе, дают хорошую камеру в тюрьме, распределяют квартиры и материальную помощь, определяют в престижную боевую армейскую часть, хоронят. Поэтому важно с первого дня пребывания в Израиле стремиться к установлению контактов с израильтянами, не замыкаться в кругу «русских». И неважно, что ваш знакомый торгует на рынке помидорами, возможно, его однокашник работает как раз в нужной вам отрасли.


Общение с Чиновниками


Израильский чиновник обладает большей свободой действий и полномочиями, чем российский на той же должности. «Пакиду» (чиновнику, служащему) даже на маленькой должности не свойственно отпихивать решение вопроса наверх.


Израильского чиновника часто называют «гвоздь без шляпки» – забить легко, вытащить невозможно. Он обращается к вышестоящему лишь в очень сложных случаях, превышающих его полномочия.


Вы пришли в учреждение


Как бы ни было неотложно ваше дело, не пытайтесь привлечь внимание чиновника ерзанием, покашливанием, поглядыванием на часы или прямым обращением. Если пакид занят с другим служащим или посетителем, вооружитесь терпением. Когда подойдет ваша очередь, он будет заниматься вами. Во время беседы с вами чиновник может отвлекаться на телефонные звонки или беседы с другими работниками, может оставить вас дожидаться его. Ваша задача – решить ваше дело, а не изменить израильские порядки. Поэтому ни в коем случае не критикуйте чиновника! Самый бесперспективный путь решения ваших проблем в учреждениях – устройство скандала.


Не угрожайте чиновнику жалобами – этим вы лишь настроите его против себя. Израильский чиновник жалоб не боится – его, как правило, нельзя уволить. Фраза «пожалуюсь начальству» вызывает у него здоровый смех над «совком», не понимающим израильских порядков. Вы бы ему еще обкомом партии пригрозили.


Лучше всего пробудить в чиновнике симпатию, желание вам помочь. Для этого можно попытаться сразу же установить неформальный контакт.


Другой, менее эффективный путь – бить на жалость, вышибать слезу. «Вот я такая несчастная, одна с тремя детьми, денег нет, работы нет, никто мне кроме вас не может помочь, будьте человеком, на вас вся надежда, я к вам сразу прониклась доверием...»


Если и чиновник и посетитель – женщины, лучшая тема для контакта – дети. Особенно если у пакиды на столе фотография ее чад.


Чиновник и посетитель – мужчины


В этом случае темы общения – спорт, политика, машины, «эти проклятые арабы совсем обнаглели». В последнем случае главное – не нарваться на чиновника-араба. Впрочем, через несколько лет жизни в Израиле я легко определял араба, как, впрочем, и «русского», даже со спины.


Избегайте изложения своих политических и религиозных (антирелигиозных) взглядов незнакомым людям: вполне может оказаться, что ваша позиция противоположна позиции собеседника.


Посетитель – женщина, чиновник – мужчина


Женщина обязана хорошо выглядеть и пахнуть всегда, а особенно при посещении учреждения. Ссылки на тяжелую работу, бессонную ночь, домашние проблемы не помогут. Легкое кокетство, стрельба глазами при контакте с чиновником вполне допустимы. Большинство израильских мужчин (в том числе и женатых) полагают «русских» женщин легкой добычей.


Приглашение на чашечку кофе в Израиле означает приглашение к интимной связи. Если вы ничего такого не собираетесь делать, то не провоцируйте чиновника, дабы не вызывать у него напрасных иллюзий на ваш счет.


Посетитель – мужчина, чиновник – женщина


Израильские женщины в массе с презрением относятся к русским мужчинам.


Пытаться «клеить» израильскую чиновницу, да и вообще израильтянку, как правило, бесполезно.


Письма в учреждения


В большинстве случаев для решения проблем можно не обращаться в учреждение, а отправить письмо. Грамотно составленное письмо найдет нужного адресата, сэкономит вам уйму времени, нервов и сил. Так же, как и в СССР, в Израиле действует закон, обязывающий должностных лиц отвечать на письма.


К письму надо приложить копии необходимых документов. Письмо, составленное по-русски, сегодня, как правило, доходит до адресата: во всех учреждениях есть русскоговорящие. Кроме того, в этом случае вы получите и ответ по-русски. Если вы не владеете ивритом, то не указывайте ваш телефон, а укажите телефон человека, которому вы доверяете при решении данной проблемы.


Арабизмы


Арабизмы в обыденной разговорной речи израильтянина весьма распространены, однако из-за снобизма авторов словарей и разговорников вы их там не найдете. Поэтому привожу наиболее ходовые, звучащие по сто раз в день на улице.


Алан – Привет!


Уалла! – Восклицание удивления.


Мениак, кус эммак, кус охтак, ахуль маньюки – выражения досады по любому поводу. Имеют сексуальную коннотацию. Услышав слово «киббинимат», не надо краснеть, это вполне литературное выражение, физического смысла которого израильтяне не понимают.


Дир балак – угроза (смотри у меня! Тебе не поздоровится).


В женском роде– дир балек, во множ. – дир балкум.


Ахла, аль а кефак – Вот такой! Хороший! Классный! Напр., ахла аватиах – вот такой арбуз! Ахла а-арец – вот такая страна!


Ихса – грязь, мусор.


Я – обращение (Шма, я, идиот шекамоха – послушай ты, идиот такой).


Джама – братцы, ребята, друзья, мальчики – обращение к «своим», то же, что хевре на иврите. Я, хевре, боу ниште машеу – ребята, пойдемте выпьем чего-нибудь.


Чапха – дружеское похлопывание по плечу.


Мархабба (ответ: мархаббин) – то же, что шалом.


Мабсут халас – то же, что беседер гамур или о’кей.


Киф халак – как дела?


Аль а кефак – хорошо, отлично.


Особенности произношения


Половина израильтян – арабы и евреи из стран Востока произносят гортанный «айн» и «хет», что поначалу сбивает с толку репатриантов, привыкших к дикторской речи на учебных кассетах. Из-за гортанных звуков самые обычные слова (поалим, авода) меняют свое звучание порой до неузнаваемости. К этому надо привыкнуть – в русском и европейских языках таких звуков нет. Выходцы из арабских стран часто произносят «с» вместо «ш» и «ц», что затрудняет понимание.


Покупка товаров и услуг


Жертвами мошенничества становятся люди, который показывают мошеннику, что они готовы попасться на его удочку. Для того чтобы избежать обмана, соблюдайте следующие простые правила.


Помните:


Каждый, кто стремится войти к вам в дом, остановить на улице, позвонить в надежде что-то вам продать, – мошенник.


Не оплачивайте товары и услуги, прежде чем товар доставлен или вы убедились, что все нормально и услуга оказана. Квитанция о приобретении товаров или услуг (кабала) является единственным документом, на основании которого вы можете потребовать возврата денег или обмена товаров, или переделки плохой работы, а также гарантийного ремонта. Без наличия кабалы ничего доказать нельзя.


С другой стороны, с продавцом или мастером можно договориться о сделке без квитанции (бли кабала). В этом случае цена как правило на 20 % ниже, но вы лишаетесь вышеописанных преимуществ. Поэтому на подобные сделки нужно идти, если вы знаете этого продавца или мастера и уверены, что он обменяет вам товар или переделает некачественную работу.


Как распознать мошенника и определить, что вас пытаются обмануть?


У опытных израильтян развита интуиция, и мошенников они определяют просто по внешнему виду.


Пользоваться рекомендациями ваших знакомых и родственников при покупке дорогих товаров и оказании дорогостоящих услуг.


Договариваться о цене работы заранее, оговорив, что цена эта окончательная и больше вы ничего платить не должны (А-махир софи). Заранее надо договариваться и о цене любых услуг – поездки в такси, цене блюд в ресторане, цене ремонтных работ и т.д.


Для того чтобы не стать жертвой мошенников, есть очень простое правило – при любых деловых контактах относиться к партнеру как к потенциальному мошеннику, просчитывать заранее, где и как он может вас обмануть и принимать соответствующие меры.


Стараться не покупать у арабов и не пользоваться их услугами.


Психологии араба и еврея разные. Еврей, как правило, полагает, что работу необходимо делать наилучшим образом, продавать качественные товары, тогда покупатель придет к нему еще раз или вызовет его еще раз и даст рекомендацию о нем своим знакомым. Исходя из этих же соображений цены на услуги и товары должны быть умеренными


Араб, как правило, полагает совсем иначе – сделать халтуру, продать негодный товар, урвать с клиента как можно больше, ибо неизвестно, что будет завтра.


Как распознать араба?


1. Просто попросить теудат зеут. Если вы считаете, что это неудобно, вам лучше жить в другой стране.


2. По имени – Ахмед, Авад, Мохаммед. По фамилии – арабские фамилии часто кончаются на И – Дарауи, Ашрауи.


3. По внешнему виду и запаху. Это вовсе не расизм, а развитая интуиция.


Старайтесь не покупать товаров и продуктов, на которых нет ивритских надписей, несмотря на дешевизну этих товаров. Такие товары – вне сферы контроля израильских служб. Если товар, купленный в «нормальном» магазине, можно обменять, то товар, купленный у арабов, – только выбросить.


Игрушки, купленные в арабском секторе, могут быть опасными или выкрашенными ядовитой краской, продукты – с просроченным сроком годности. Обувь, купленная у араба, может развалиться на второй день, одежда – потерять вид, электротовары – испортиться, и все это придется выбросить.


Как решать бытовые проблемы?


Универсальный городской телефонный справочник Дапей заав содержит информацию о всех услугах, магазинах, госучреждениях, а также правила телефонной компании, инструкции по гражданской обороне, план города с указанием всех улиц и множество другой полезной информации. Русские и английские справочники – неполные, ибо содержат информацию лишь о русскоговорящих (англоговорящих). Справочник имеет алфавитный и тематический ключи.


Банк


Несмотря на то что банки в Израиле– государственные, они нередко действуют в свою пользу. Существует служба контроля за деятельностью банков.


«Мисрад пикуах ал а-банким» – отдел контроля за деятельностью банков Банка Израиля, куда и надо обращаться, если вам кажется, что банк слишком много берет за те или иные услуги.


Куда жаловаться?


Жалобу на деятельность госучреждений и госслужащих принимает госконтроль «Мисрад мевакер а-медина». Расследование может длиться несколько месяцев.


Невыплата зарплаты в срок – министерство труда, полиция, суд по трудовым спорам. Если вам не выплатили зарплату в обещанный срок, работу надо немедленно прекратить, а не ждать обещаний хозяина, что он вот-вот заплатит!


Жалобы на нарушение правил торговли принимает министерство промышленности и торговли.


Обманывают тех, кто к этому готов. Если работодатель видит по вашему поведению, что вы побежите в суд и в полицию, если не получите своих денег в указанный срок, он вам заплатит, ибо неприятностей у него будет в случае невыплаты множество, вплоть до закрытия его дела и тюрьмы. Если же он видит фраера, который ничего в израильской жизни не понимает, или видит по поведению жертвы, что она жаловаться не будет, он наглеет.


Интересно, что ни в одной израильской службе трудоустройства, где говорят на иврите, никто и не подумает брать какие-либо деньги за трудоустройство. Этим противозаконным делом занимаются лишь в «русских» фирмах.


Успешной абсорбции и не будьте фраерами!


http://www.lechaim.ru