There is need for JavaScript.

Наступила Ханука!

15 декабря началось празднование иудейского праздника Хануки. В этом году начало празднования совпало с началом cубботы, поэтому основные торжества состоялись в воскресенье.

Празднование Хануки начинается на 25 день месяца "кислев" и продолжается 8 дней, в течение которых каждый вечер принято зажигать по одной новой свече в "ханукие", пишет Sem40.Ru .

Название праздника происходит от выражения "Ханукат а-Баит" ("Освящение Храма"). История этого праздника такова: в 150 г. до н.э. (3610 г. по еврейскому летоисчислению) сирийский трон занял Антиох IV, по прозвищу "Епифан" — "Великолепный". Антиох насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это приобщение к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея.

Когда Антиох понял, что камнем преткновения являются еврейская традиция и Тора, он попытался запретить и то, и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин.

Восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода Хасмонеев (Хашмонаим), а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей — Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха ба-элим, а-Шем!" — "Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич повстанцев-Маккавеев, выходивших на бой с именем Всевышнего на устах.

После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом, но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.

25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не более, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел необходимые восемь дней.

В память об этом чуде еврейские мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.

Интересно, что в изложении Талмуда, сама победа малочисленной и плохо вооруженной партизанской армии Макавеев над практически неограниченными силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа — кувшин с елеем, и печатью первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности.

Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным же моментом свободы была минута, когда "коаним" (священники) зажгли храмовый светильник-менору.