Умер Марк Азов. Эти слова совершенно не сочетаются. Так и хочется воскликнуть: «Азов и теперь живее всех живых!»
Когда мы готовили его творческий вечер, то объявили так: «Легендарный Марк Азов, который писал для Бессмертного Райкина задолго до Великого Жванецкого.» И это, как говорится, «факт, а не реклама».
Чего стоит один такой случай из его «яркой автобиографии», когда в буфете «Дома литераторов» писатели подрались между собой за право сесть с Азовым за один столик.
А его стихи «В Израиле русский солдат…» А как весь народ изрусов поднялся в рассылке «Права человека», чтобы отстоять финансирование издаваемого Марком замечательного литературного альманаха «Галилея».
А его юношеские воспоминания об участии в ташкентском литературном кружке Анны Андреевны Ахматовой,
откуда он прямиком ушёл на фронт. А приводимые им (или сочинённые) в мемуарах литературные анекдоты военного времени.
Перескажу два.
1. (Во время войны Сталин раздал “инженерам человеческих душ” командирские звания: то ли для мобилизации бойцов идеологического фронта, то ли чтобы поставить их на довольствие – ведь т.о. они получали офицерский аттестат.)
В кабинете Константина Симонова звонит телефон. Он поднимает трубку. Голос на другом конце провода спрашивает: «Скажите, а как надо писать стихи, чтобы стать генералом?» Симонов (кстати, не будучи евреем) отвечает вопросом на вопрос: «А кто говорит?»
Тихий голос на другом конце провода: «Поручик Лермонтов.»
2. Маяковский приходит в гости к Алексею Толстому. Ливрейный дворецкий сообщает: «Их сиятельство на партконфэрэнции.»
А знаменитые “приколы” Азова! Озвучу мой самый любимый: «Нельзя дважды утонуть в одной и той же реке.»
Как будто к нему обращён прекрасный старый грузинский фильм «Не горюй!» «Не горюй, мы устроим тебе весёлые похороны!»
Вот и заметки мои (ненавижу слово “некролог”), по-моему, получились весёлые. Вечная ему память!
Лена Биргауз.
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (В Израиле русский солдат.)
- Если меня убьют, прошу считать
коммунистом...А если нет — так нет.
( анекдот)
Не помним, не знаем ни стари, ни нови:
Что было и кто виноват...
А по Тель-Авиву идет Рабинович —
В Израиле русский солдат.
И светлое небо, и теплое море,
И в доме удобный клозет.
И было б здоровье, и не было б горя,
А праздника все-таки нет.
"Корзину" ему и пособие дали,
Чтоб сытым он мог умереть...
Но те, что из русской латуни, медали
Ему неудобно надеть.
За родину бывшую шел он в атаку,
За Сталина — за сатану.
Неужто, неужто, неужто, однако,
Спасал он не эту страну?!
Нет, он не участник Войны Шестидневной
И знал лишь неправду о ней,
Он был на другой , но зато ежедневно —
Все тыща четыреста дней.
Сквозь мрак большевистско-фашистского ада
Вошел он в израильский рай,
Не зная, что бился в стенах Сталинграда
За город Иерушалайм.
Он полз по усыпанной пеплом Европе
Сквозь дым и кровавый туман.
И фриц его как-то застукал в окопе
И крикнул: "Сдавайся, Иван!"
Плен тоже не жизнь, но он смерти замена,
Сдаваться бы, да поскорей...
" Спасибо, не надо мне вашего плена,
Ведь я, извините, еврей..."
О дружбе народов читал он в газетах
И , может быть, верил вполне,
Но все же еврей в нем проснулся на этой,
На антисемитской войне.
Вот если бы раньше, вот если б когда-то
Был занавес чуть приоткрыт,
Он, вместо отборного русского мата,
Учил бы высокий иврит.
И он бы сегодня не числился гоем,
Сидел толковал бы Танах,
И, может быть, что-то немножко другое
Имел бы в широких штанах.
А так...не в кипе, а в измятой пилотке,
Носатый, не русский — ничей,
Он полз, чтоб захлопнуть смердящую глотку
Хотя бы одной из печей...
Не надо медалей к Девятому Мая,
Ни льгот, ни щедрот — ничего,
Но ты, наш всевидящий Бог Адонаи,
Хотя бы взгляни на него.
9мая1995. Израиль
Биографическая справка:
АЗОВ (Айзеншадт) МАРК ЯКОВЛЕВИЧ. Родился 2-го июля 1925 года.
Город Харьков, тогда столица Украинской ССР ( ныне Украина).
В 1949 году окончил Харьковский Государственный университет, филологический факультет, по специальности русская (славянская) филология.
С 1943 по 1945 служил в Советской армии, участвовал в Отечественной войне, лейтенант, командир взвода. 14 воинских наград, в том числе ордена «Красной звезды» ,«Отечественной войны, медали «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга» .
Литературную деятельность начал в 1941-42 в кружке молодых поэтов близких к А.А. Ахматовой , в котором начинали в то же время и Валентин Берестов, и Мур ( Георгий ) Эфрон, сын Марины Цветаевой. Руководила студией Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова поэта. Выступал со стихами по всесоюзному радио, печатался в «Пионерской правде».
В 1942 году на Всесоюзном конкурсе на лучшую песню для Советской армии получил премию за «Казачью песню» ( впоследствии она стала песней кубанских казаков, Северо-Кавказского военного округа).
После войны в Харькове входил в литературное объединении при Харьковском отделении Союза писателей вместе с коллегами по филфаку: Борисом Чичибабиным, Юлием Даниэлем, Марленой Рахлиной .
В 1946 за рассказ «Барабанщик» получил премию Союза писателей Украины.
С 1951— 1956 работал учителем русского языка и литературы в средней школе с перерывом на 195З, когда , в связи с «делом врачей» , был «изгнан» из школы.
В это же время начал заниматься драматургией : написал две сатирических комедии, одна из которых , «Говорящая кукла» послужила основой первой миниатюры для Аркадия Райкина. Вместе с Владимиром Тихвинским начал писать пьесы для театров кукол, поставленные в более, чем сорока театрах СССР, Польши, Чехословакии Германии, Румынии, Венгрии, на Кубе и т.д.
Работа для театров кукол и Юного зрителя продолжается и по сей день. Некоторые пьесы считаются своего рода классикой жанра, идут в России, Украине, странах Азии , Европы и Израиля.
Тогда же в тандеме сатириков М.Азов и Вл. Тихвинский занялись профессионально эстрадной (и даже цирковой драматургией : репризы и антре для клоунов, сценарии аттракционов , программа первого национального Украинского цирка)
В 1956 году переехал в Москву, где продолжал заниматься драматургией : сатирический репертуар популярных артистов и коллективов эстрады, театрализованные представления, обозрения-ревю в Колонном зале Дома Союзов, Лужниках, ЦДКЖ, Зеленый театр, Эрмитаж.
С 1963 года , и много лет подряд , писали с Владимиром Тихвинским сценарии «Голубых огоньков» на Центральном телевидении.
В 1967 году – первый фильм на студии Мосфильм «На два часа раньше».
С 1959 года работал с Аркадием Исааковичем Райкиным и его Ленинградским( потом и Московским) Театром миниатюр . С великим артистом познакомил Назым Хикмет. Первая миниатюра в программе «Время смеется» называлась ФИГ(фабрика игрушек). В дальнейшем работали над программами и миниатюрами, монологами, фельетонами для Аркадия Райкина еще не менее восьми лет.
Наиболее популярными стали такие номера, как «Монологи строителей» : «Калекчество-какчество», «Пирикур»; «Записки сумасшедшего», «Тактическая задача», Монологи зверей: «Заяц» («Товарищ Волк знает, кого кушать»), «Волк», «Попугай» . И особенно прижились, стали, без преувеличения, народными анекдотами «Басни с прописными моралями»: «Медведь сел на ежа…», «Лесная столовая», «Птенец высунулся из гнезда…» и много других. Аркадий Исаакович даже читал их по телевидению вместе с Костей, когда уже не выходил на сцену.
Эти маленькие новеллы вошли в книжку М.Азова и Вл.Тихвинского «Точки над i » с предисловием А.Райкина (Советская Россия,Москва.1966) В следующую книгу( тоже в соавторстве с Вл. Тихвинским) «Плоский купол» (Искусство, Москва, 1967) вошли рассказы, фельетоны, монологи , диалоги и притчи.
В семидесятые годы М.Азов перешел к «серьезной», театральной драматургии. Пьесы шли в Москве, Ленинграда и других театрах Союза. Проза, две повести : «Капитан, дочь капитана» и «Визит Джалиты» опубликованы в «Мире приключений» ( Детская литература, Москва, 1987 и 1990г.г.)
Пьеса «Против течения», поставленная Московским театром юного зрителя, в соавторстве с кинорежиссером Валерием Михайловским стала сценарием одноименного фильма на Свердловской киностудии.
Но самой важной вехой работы в кино стала работа с великим режиссером мирового кино, постановщиком «Радуги», из которой, по свидетельству самих итальянских кинодеятелей, вышел «итальянский неореализм», Марком Семеновичем Донским. В 1978 году, за два года до смерти мастера, на студии им. Горького вышел последний фильм Марка Донского по сценарию Марка Азова « Супруги Орловы»
Работа для театра и кино не давала забывать о «поэтическом происхождении автора». Это выливалось в сочинение песен к спектаклям, фильмам, а там и для записи на пластинки, пленку, кассеты. Песни на стихи М. Азова писали такие известные композиторы, как Максим Дунаевский, Александр Флярковский, Александр Журбин. Кроме того, с Максимом Дунаевским создали два детских мюзикла, а Александр Журбин написал балет «Красная птица».
В 90-е годы, начали публиковаться стихи и рассказы М. Азова, которые до того писались в стол.
Не только юмор и сатира, но и рассказы о войне, порой трагические, лирико – философская и фантастическая проза, сказки и притчи вошли в книгу «Галактика в брикетах” ,изданную в Израиле в 1996 году !..В «Иерусалимском журнале» опубликовали первые рассказы на библейские темы. Рассказы и стихи вошли в антологии израильской поэзии и прозы на русском языке и в переводах, печатаются в русскоязычной периодике многих стран, включая Россию, Украину, США , Канаду, Грецию и т. д.
В книгу Избранного «И смех, и проза, и любовь» ( изд.Gutenberg, 2003,Хайфа) вошла биографическая повесть «Ицик Шрайбер в стране большевиков», новые рассказы – «фантазмы» ( парадоксальные по сюжету иронические новеллы с неожиданным концом), маленькие повести на библейские темы ( «Житие Валаамовой ослицы, рассказанное ею самой» и другие) и драматическая трилогия: «Весенний царь черноголовых», «Ифтах— однолюб» и «Последний день Содома», поставленные в театре «Галилея».
В 2006 году в театре «Галилея» вышел спектакль: «Корабль добряков»— предупреждение о грядущей катастрофе, и готовится к постановке «Последняя любовь царя Соломона» . В 2009-м году в серии «Новая классика», изд.Эра и Летний сад, Москва-Иерусалим, вышла Книга откровений и фантазмов Марка Азова «И обрушатся горы» — историко-философская проза на библейские темы и фантастические притчи общечеловеческого содержания.
«Марк Азов , создавший в театре «Галилея» Танахическую Трилогию – «Весенний Царь Черноголовых», «Ифтах – однолюб» и «Последний день Содома» — писатель, мыслящий глобальными категориями, отражающими сдвиг сознания целого поколения проснувшихся и прибывших на Святую Землю в поисках истины в начале 90гг. От зарождения идеи единобожия в предавраамовской Мессопотамии – в первой пьесе («Весенний царь черноголовых») – до прямого диалога с Б-гом в «Ифтахе», «одного Б-га любившего», считавшего себя Его оруженосцем и потерпевшего личный крах; до критики вселенского эксперимента в последней пьесе о Содоме… — таков масштаб пути автора, продемонстрировавшего читателю и зрителю свою человеческую гражданскую боль за все, что происходит , в форме блистательно написанной философской актуальной драмы-притчи, названной им как маской — «трагифарсом»…
Доктор искусствоведенья Злата Зарецкая «Пророческий эксперимент»
С 1994г. М.Азов проживал в Нацрат-Илите ( Верхнем Назарете) в Израиле. Ушёл из жизни 12 июля 2011 года