Рост интеллекта у евреев.
Выдающийся ученый и писатель Чарльз Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.
"Комментарий" (Commentary) — один из наиболее уважаемых и влиятельных ежемесячных журналов в Америке. У него сравнительно небольшой тираж — приблизительно 32 000, но его читают и почитают элитарные круги американских интеллектуалов. Когда я получаю очередной экземпляр, у меня тут же возникает чувство вины: я знаю, что не смогу прочитать его "от корки до корки" и буду
откладывать непрочитанное "до лучших времен".
Но все-таки мне удается добраться до самых лучших статей, и в качестве примера серьезности и необычности публикаций этого журнала я хочу пересказать вам
статью "Еврейский гений" Чарльза Мюррея, выдающегося ученого и писателя ирландско-шотландского происхождения из штата Айова. В своей статье он исследует удивительно интересный предмет: возможные причины интеллектуального превосходства евреев.
Автор подразделяет свое исследование на три темы: время и природа достижений евреев; повышенный IQ (коэффициент умственных способностей) у евреев как объяснение этих достижений; современные теории о приобретении евреями их повышенного IQ.
Самые очевидные достижения евреев относятся к религии: они породили монотеизм и христианство, которые существенно повлияли на развитие западной цивилизации.
Но до первого тысячелетия нашей эры, когда центрами интеллектуального роста человечества были Греция, Китай и Южная Азия, евреи не упоминались в летописях, относящихся к философии, математике, естественным наукам или театру. В своей книге "Человеческие достижения" Мюррей составил перечень "значительных личностей", живших в период с 1200 по 1800 годы, в который вошли
те, кто был, упомянут, по крайней мере, в половине источников области знаний, соответствующих их полю деятельности. Среди них значатся всего лишь семь евреев, из которых широко известны имена только двоих: Спиноза и Монтень. Такое незначительное присутствие евреев среди "значительных личностей" в те времена объясняется их социальным и политическим изгнанием.
В 1700-ые годы началась эмансипация евреев, которая была в основном завершена к 1870 году. Этот период представляет собой экстраординарный и неповторимый этап человеческой
истории. Между 1830 и 1870 годами, когда первые евреи, рожденные эмансипированными, достигли сорокалетия, в перечне "значительных личностей" появилось уже 16Page 2 евреев. В последующие четыре десятилетия, к 1910 году, их число возросло до 40. В течение следующих сорока лет, с 1910 по 1950, их число почти утроилось — до 114, несмотря на массовое истребление европейского еврейства!
Между 1870 и 1950 годами евреи достигли известности в литературе в 4 раза больше, в 5 раз больше в музыке и изобразительных искусствах, в 6 раз больше в химии, в 8 раз в биологии, в 9 раз в физике, в 12 раз в математике и в 14 раз в философии в пропорциональном соответствии к их численности. Евреи, составляющие всего 0,2% всемирного населения, получили 14% Нобелевских
премий в первой половине 20-ого столетия, 29% во 2-ой половине, и, на сегодняшний день, 32% в начале 21-ого столетия.
Почему это происходит? Как только появились первые тесты по измерению IQ, оказалось, что у евреев он необычайно высокий. Конечно, цифры не полностью надежны, но обычно считается, что 110 — это средний уровень IQ для евреев. Учитывая стандартное отклонение в размере 15, получается, что процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди всех остальных национальностей.
Для более высоких IQ расхождение еще больше. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше. 24 из этих 28 оказались евреями. Исключительный интеллект не гарантирует выдающихся достижений. Существуют другие факторы, но интеллект, конечно, наиболее определяющий. Наугад выбранный еврей имеет намного большую вероятность обладания исключительным интеллектом, чем наугад выбранный член любой другой этнической или национальной группы. Все вышеприведенное — научные данные, но имеется много
расхождений относительно того, как и когда появился у евреев этот повышенный IQ.
Важный фактор — генетика. Гораздо менее важные факторы — это высокий доход, присутствие книг, родительское влияние. Известно, что дети, усыновленные или удочеренные с рождения, не достигают IQ своих приемных родителей. Имеются исследования, доказывающие, что приемные дети в еврейских семьях не имеют высокий интеллект, свойственный евреям, следовательно, ответ надо искать в
еврейских генах.
Существует два популярных объяснения еврейских "интеллектуальных" генов:
1.естественный отбор, когда из преследуемых на протяжении веков евреев выживали
только самые умные и сильные;
2. заключение браков по принципу предпочтения умственных способностей, когда ученые и дети ученых были наиболее
желательными кандидатами в супруги. Проблема 1-го объяснения состоит в том, что ум и сила (раввинские знания и приверженность иудаизму) никак не могли быть
факторами "выживания" в условиях насилия толпы. Напротив, наиболее успешные и видные люди были наверняка первой целью истребления.
2-ое объяснение — бракосочетание по принципу предпочтения умственных способностей также проблематично: богатые и успешные евреи — купцы совсем не стремились отдать своих дочерей за нищих ученых, чьи способности не имели никакой практической ценности. В 2006 году крупнейшее научное исследование еврейского интеллекта показало, что высокий IQ — это прерогатива евреев-ашкеназов Северной и Центральной Европы, и вырабатывался он с 800 до приблизительно 1600 года нашей эры. Авторы исследования пришли к выводу, что выбор профессии был главным
фактором развития еврейского интеллекта. С 800 н.э. европейским евреям разрешалось заниматься только торговлей и финансами, для чего необходим развитый интеллект. Не евреи занимались в основном сельским хозяйством, где больших интеллектуальных способностей не требовалось. Экономический успех евреев привел к более низкой смертности в младенческом возрасте и развитию
способностей, которые были необходимы в отданных им на откуп отраслях. Кроме того, смешанных браков в то время было очень мало, так что генетический код не "загрязнялся".
Сефардские и восточные евреи также занимались городскими профессиями. Но имеются доказательства, что они больше концентрировались на ремесленных отраслях, которые не требовали высокого интеллекта. Таким образом, у них повышенный интеллект не развивался, современные тесты в Израиле показывают, что IQ неевропейских евреев в основном равен IQ не евреев.
Привожу цитату из этого исследования: "Предложенный процесс отбора объясняет стереотип умственных способностей в евреях ашкенази: при высоко развитых риторических и математических способностях недостаток пространственно— визуальных способностей. Риторические и математические способности помогали средневековым бизнесменам преуспеть, тогда, как пространственно-визуальные способности были им не нужны".
Мюррей не согласен с этой вполне приемлемой гипотезой: евреи, оставшиеся в исламском мире, показали чрезвычайно высокий уровень достижений в начале второго тысячелетия. Они не были ашкеназами, для которых тогда доступ к интеллектуальной деятельности был закрыт, они были сефардами на Иберийском полуострове, в Багдаде и других исламских центрах. После того, как их изгнали в 1400-ых годах, сефарды достигли многого в тех странах, где они обосновались. Некоторые историки считают, что упадок Испании и расцвет Нидерландов обязаны переселению евреев из одной страны в другую. В Англии потомки сефардов также внесли большой вклад в развитие страны, лучший пример тому — Бенджамин Дизраэли.
Мюррей объясняет более высокий IQ ашкеназов по сравнению с сефардами в настоящее время тем, что хотя все евреи повсюду имели более высокий интеллект на уровне приблизительно 1000 годов н.э., впоследствии у евреев ашкеназов этот уровень пошел вверх, а у сефардов уменьшился. Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.
Он говорит, и с ним согласны подавляющее большинство ученых, что в начале нашей эры приблизительно 80-90% всех евреев были заняты в сельском хозяйстве, но уже к XI веку это число снизилось до 10-20%. Мюррей предполагает, что миграция евреев из сельских местностей в города была результатом указа, изданного в 64 году н.э. палестинским мудрецом — раввином Йошуа бен Гамла. Этот
указ обязывал всех детей мужского пола, начиная с 6 лет, пройти универсальное обучение, и претворялся в жизнь практически неукоснительно. Поэтому евреи стали единственными среди всех остальных народов мира, получившими уникальную возможность овладеть грамотой и арифметикой. Образование было очень ценным фактором в городской среде, но мало чего стоило в
сельском хозяйстве. В течение столетий евреи тянулись в города, чтобы заниматься торговлей.
Между I и VI веками н.э., всемирное еврейское население уменьшилось с приблизительно 4.5 миллионов до 1.5 миллиона. Около миллиона евреев погибли в римских восстаниях, другие были насильственно вынуждены перейти из своей веры в другую. Но, тем не менее, цифры никак не приближаются к трем миллионам исчезнувших евреев. Куда они исчезли?
Одно из приемлемых объяснений — это то, что евреи, оставшиеся фермерами, не получили никаких преимуществ от образования и ушли из иудаизма. Более того, с разрушением Храма, иудаизм стал религией, сконцентрированной на изучении Торы в децентрализованных синагогах и молельных домах. Раввины и преподаватели Торы стали лидерами общин. Все еврейские мужчины, для поддержания своей веры должны были читать и понимать то, что они читали, не только про себя, но и вслух, в присутствии других.
Они были должны быть грамотными, они были обязаны обучать своих сыновей. Короче говоря, хороший еврей должен был быть интеллектуалом. Мюррей предполагает, что те, кто не могли справиться с требованиями, предъявляемыми иудаизмом к их интеллекту, уходили из иудаизма, в то время как оставшиеся продолжали развивать свой интеллект Мюррей спрашивает: означает ли вышесказанное то, что до 1 века н.э. интеллектуальный уровень евреев был обычным? Вавилонское изгнание является добавочным, но исторически более ранним фактором в росте интеллекта евреев.
Нам известно из Торы, что Навуходоносор "выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско — десять тысяч было переселенных, — и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли" (4-ая Книга Царств — 24:14). Столетие спустя, когда изгнанники возвратились, они обнаружили, что большинство оставшихся перешли в другие религии. Возвратившиеся же потомки элиты оказались намного сильнее в интеллектуальном отношении, чем потомки оставшихся.
В заключение хочу привести два заключительных абзаца из исследования Чарльза Мюррея, которые мне пришлось сократить: " … я стою безоружным перед неизбежным вопросом, который зададут мне эволюционные психологи: "Каким образом именно это племя уже в Моисеево время, жившее в той же самой среде, как все другие кочевые и аграрные народы Ближнего Востока, могло развить
высокий интеллект, тогда как другие этого не смогли? Тут я беру на себя смелость ответить гипотезой, которую еще никто не смог опровергнуть: евреи — это избранный Б-гом народ".
Мы познакомили вас с исследованием Чарльза Мюррея, а какие выводы из него делать, доверять ли ему и в какой степени, предоставляем вам – на то евреи и есть интеллектуальный народ.
Mikhail Pekker