Когда репатрианты из стран бывшего СССР толпами приезжали в Израиль, то многие с изумление обнаруживают, что "хабадники" — не единственный "сорт" хасидов, существующий в иудаизме. Мало того: это течение даже не самое многочисленное в хасидизме и далеко не самое распространенное
Александр РЫБАЛКА
С изумлением "наши люди" глазели на верующих евреев в самых разнообразных нарядах. Хасиды белзские, вижницкие, гурские… Какие-то совсем уже экзотические "Толдот-Аарон" в полосатых нарядах… Сколько же их всего?
Подобный вопрос заинтересовал и меня по прибытии в Израиль в далеком уже 1993 году. Я провел исследование и выяснил — на тот момент в мире имелось около 120 хасидских дворов.
Рав Ицхак Альфаси, знаток хасидизма, в своих книгах обычно говорит, что всего за время существования хасидизма в мире существовало порядка тысячи дворов. При этом надо учесть, что жизнь многих из них совпадала со сроками жизни самого ребе — "цадик" умирал, и либо не оставлял после себя сыновей, либо просто его дети не хотели возглавлять хасидскую общину.
Кроме того, страшные удары по восточноевропейской общине нанесли Первая мировая война, затем — Октябрьская революция (а большевики преследовали религию), после — Вторая мировая, когда полностью уничтожались целые общины. Скажем, до Второй мировой войны крупнейшим хасидским двором считался Александрув в Польше. Только после него шел хасидский двор из Гура-Кальвария. Однако за несколько лет до войны Гурский ребе велел всем своим хасидам по мере возможности переселяться в Палестину. В результате Гурский двор сегодня считается самым большим в Израиле, а Александрув насчитывает лишь пару сотен семей…
Но в последнее время обнаружился из самых значительных эффектов в еврейской жизни нового времени: число хасидских дворов начало резко расти. Если двадцать лет назад, как упоминалось, их было ОКОЛО 120-ти, то сегодня хасидских дворов — СВЫШЕ 160-ти! То есть практически каждый год возникает как минимум два хасидских двора! Откуда они берутся?
Прежде всего — это разделение старых дворов между сыновьями предыдущего ребе. Раньше бывало так: после кончины главы хасидского двора ему наследовал старший сын (или, как в Гурской династии, следующий на очереди брат). Остальные сыновья (или братья) вели обычную жизнь — преподавали в ешивах, руководили раввинатским судом, просто где-то работали… Но ныне из-за резкого роста ультрарелигиозного населения хасидов стало хватать на всех.ю…
Приведу конкретный пример. В первой половине ХХ века в Европе, а затем в подмандатной Палестине работал выдающийся раввин — Аарон Рота (чтобы вам было понятно, о ком я говорю — его последователи чаще всего носят полосатые иерусалимские халаты). Когда в 1947 году раввин скончался, то оставил после себя сына и взрослую замужнюю дочь. Основная часть хасидов последовала за мужем дочери, потому что сын был еще очень молод. Но нашлись и такие, которые новым адмором (главой хасидского двора) решили выбрать сына, Авраама-Хаима.
Шли годы, оба двора росли. Когда умер зять ребе, то оставил после себя троих сыновей, каждый из которых возглавил хасидский двор. Причем поделились они так: старший сын взял молодых ешиботников и возглавил двор, получивший название "Толдот Аврум-Ицхак". Средний сын взял старых хасидов, и продолжил деятельность двора "Толдот Аарон". А младший получил хасидов по "остаточному принципу" — разбросанных по Израилю, а кроме того, самолично занялся вербовкой новых сторонников. Свой двор он называет "Мевакшей эмуним" ("Просящие веры") — так называлась одна из книг, которые написал его дедушка, рав Рота.
Тем временем в 2010 году скончался сын рава Аарона, Аврум-Хаим. У него осталось четверо сыновей. Когда вскрыли завещание ребе, то оказалось, что он разделил свой хасидский двор между сыновьями. Один возглавил синагогу в Бней-Браке, второй — в Иерусалиме, третий — в Ашдоде, четвертый — в поселении Комимиют (неподалеку от Ашкелона).
То есть из одного маленького двора с пару десятков человек (рав Аарон Рота служит основателем этой династии, в роду у него хасидских адморов не было), возникшего менее ста лет назад, мы сегодня получили СЕМЬ хасидских дворов, общая численность которых уж точно перевалит за десяток тысяч.
Конечно, стоит помянуть и хасидский двор Надворной, где основатель династии, реб Мордехай (он жил в XIX веке), завещал, чтобы КАЖДЫЙ из его потомков по мужской линии возглавил собственный хасидский двор. С тех пор дворов Надворной я вам назову, наверное, с десяток. Некоторые совсем маленькие. А отдельные потомки легендарного раввина просто не желают тянуть суровую адморскую лямку и ограничиваются тем, что по субботам надевают традиционные одежды хасидских ребе — так они, дескать, выполняют завет своего предка.
Но вы скажете: "А может быть, вновь создающиеся дворы совсем маленькие?" Это тоже не так. Известно, что в хасидских семьях обычно много детей. 10-12 братьев и сестер в семье — это норма. То есть если имеется во дворе сотня семей — то через поколение эта сотня семей превратиться в тысячу. Кроме того, в игру вступает такой новый социальный слой, как "новые ортодоксы".
Как это ни парадоксально — "новые ортодоксы" в еврейском народе существовали веками. А ультраортодоксы, постоянно занятые учебой и живущие на стипендию коллеля — явление относительно новое, по крайней мере, в массе своей.
Если посмотреть в еврейскую классику — Менделе-Мохер Сфорима, Шолом-Алейхема и других, — то мы увидим, что традиционные хасиды зарабатывали себе на жизнь разными ремеслами или торговлей, по вечерам учились, а на субботы и праздники ходили к своему ребе. В Израиле же появился целый класс ультраортодоксов — людей, занятых исключительно учебой.
Но вот грянул экономический кризис, цены выросли, стипендии и пособия упали — и людям пришлось идти зарабатывать на жизнь. Такой человек — соблюдающий заповеди, интересующийся хасидизмом и при этом самостоятельно зарабатывающий себе на жизнь, — на языке современных израильских СМИ будет называться "новым ортодоксом". Хотя он не новый, а самый что ни на есть традиционный ортодокс.
Эти "новые ортодоксы" часто путешествуют от одного ребе к другому, выбирая того, кто ему придется больше по душе. Они избегают чрезмерно крупных хасидских дворов, таких, как Гурский или Вижницкий. В этих дворах десятки тысяч хасидов, там нет возможности оказаться за праздничным столом близко к ребе, поболтать с ним по душам, задать ему волнующие вопросы… С другой стороны, "новые ортодоксы" материально независимы — им не надо ждать пожертвования или стипендии, которые обеспечивает ребе. Наоборот, они сами за счет пожертвований поддерживают понравившийся им хасидский двор.
Еще одна причина роста численности хасидских дворов — большое количество сефардов, которым нравится хасидский образ жизни. Традиционные сефардские раввины своей манерой поведения напоминали скорее хасидских праведников — они изъяснялись со своей паствой в основном притчами и сказками, рассказывали занимательные истории и "творили чудеса", раздавая амулеты и талисманы. Рав Овадья Йосеф совершил переворот в сефардском иудаизме. Сегодня традиционные сефардские раввины ближе по стилю к "литовскому" направлению иудаизма — они надевают черные польские сюртуки XIX века и часами изучают (а также толкуют своим последователям) тонкости еврейского религиозного законодательства.
Но пылкой душе простого сефардского еврея все это неблизко. Он хочет попеть за столом, услышать от ребе утешительную и трогательную историю, получить амулет и благословение. Все это делали такие праведники, как Баба Сали и Бен Иш-Хай — сегодня сефард получает это от раввинов, представляющих общины давно исчезнувших с карты местечек.
Кстати, для сефарда все эти польские, румынские, украинские и венгерские местечки — такая же заморская экзотика, как для нас Тимбукту или Марракеш.
Бывают ли "поддельные хасидские ребе"? Вопрос сложный. Притвориться хасидским ребе нельзя. Это петь можно под фонограмму, а вот играть на сцене — уже нет. Народ просто не пойдет к человеку, который не умеет общаться с людьми, не может произнести интересную проповедь, ответить на неожиданный вопрос.
Так что же, минимум два новых двора каждый год — много это или мало? Хорошо (народ возвращается к религии, к еврейской традиции) или плохо ("средневековое мракобесие")?
Не могу ответить. Напомню только о сне Баал-Шем-Това — Машиах сказал ему, что придет, "когда его источники (читай — учение) пробьется наружу" — то есть к каждому еврею…
http://isrageo.com/2015/02/19/novhasidy/