There is need for JavaScript.

О нас
Новости
Живи Израиль
Культура
Алия
Балаган
Почта
Россия-Израиль
Статьи и материалы об Израиле
Нельсон Рокфеллер и ИзраильИзменять ли Закон о возвращении.Йони. Фильм Семена ВинокураЭтот народ непобедим."Слово Божие сделало меня сионистом!"ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДЖИММИ КАРТЕРУ И МЭРИ РОБИНСОНОперация "Остров Грин"Фильмы об Израиле (YouTube)Война «Облачный столп».Лики Израильской армии.Территории и оккупантыПастор Джон Хейджи: «Ани исраэли - Я – израильтянин»Капля разума в океане левого безумияЛариса Латыни после поездки в Израиль.На храмовую гору можно и нужно восходить !Наша правда и их "правда"В. И. Новодворская "Об Израильско-арабском конфликте"Дина Рубина "Дети""Точки над i". Е.Биргауз Phd, зампред. Ассоц. дружбы Израиль-Россия.Поддержи Петицию «В защиту Израиля, в защиту разума»Елена Боннэр "Об Израиле и мире"Речь Руперта Мердока при вручении ему "National Human Relations" ПремииМеир Хар-Цион и Красная СкалаПредлагаемая вашему вниманию статья была написана 41 год тому назад!Найди отличиеНЕТ переговорам о разделе Иерусалима !Впечатления от Израиля: "Я почувствовал себя евреем с мессианским комплексом"Израиль может надеяться только на себяДж. Фара: Если бы Израиль не возродился...Барри Рубин: "Вот почему Израиль выигрывает войны - 12 факторов"Яалон: "Программа размежевания провалилась"День независимости Израиля.Елена Боннер о бойкоте израильских ученых.Земля обетованная.Что ищут в Израиле 3052 еврея из Нью-Йорка и Нью-Джерси?Арабы разыгрывают карту «бакшиша»Раввин Гельман: "В конфликте вокруг Газы правы все стороны"Инна Аролович: "Неизведанный Израиль"Авигдор Либерман: только "русские" смогут спасти Израиль!Ирина Цыпина: “Путевые заметки на страницах острова Алия”Евангелист Робертсон: «Израиль – это святое»Давид Шехтер: Запад есть запад, а восток есть восток?Шифра Хоффман: "Ода еврейскому “поселенцу”Яшиго Сагамори "Еще раз про любовь"Аркади Мил-Ман "Израиль с Россией друзья по несчастью"Чарль Краутхаммер "Интифада окончена - Израиль победил. "Заявление Елены Боннер 11 мая 2004 года"Где же находится Иерусалим"Раввин Джонатан Сакс "Плохому предшествует демонизация"Позитивная реакция Сохнута на обращение ""Hebrew SOS" из России.Спасители человечестваПравозащитная поддержка плана мира Бенни Эйлона.Посадите дерево в ИзраилеЭпизод эпохи борьбы за создание Израиля (видео на англ. яз.)План мира Бенни Эйлона-- 58 --

Новые Хасиды

Фев 19, 2015 Редакция "Исрагео"








Когда репатрианты из стран бывшего СССР толпами приезжали в Израиль, то многие с изумление обнаруживают, что "хабадники" — не единственный "сорт" хасидов, существующий в иудаизме. Мало того: это течение даже не самое многочисленное в хасидизме и далеко не самое распространенное


Александр РЫБАЛКА


С изумлением "наши люди" глазели на верующих евреев в самых разнообразных нарядах. Хасиды белзские, вижницкие, гурские… Какие-то совсем уже экзотические "Толдот-Аарон" в полосатых нарядах… Сколько же их всего?


Подобный вопрос заинтересовал и меня по прибытии в Израиль в далеком уже 1993 году. Я провел исследование и выяснил — на тот момент в мире имелось около 120 хасидских дворов.


Рав Ицхак Альфаси, знаток хасидизма, в своих книгах обычно говорит, что всего за время существования хасидизма в мире существовало порядка тысячи дворов. При этом надо учесть, что жизнь многих из них совпадала со сроками жизни самого ребе — "цадик" умирал, и либо не оставлял после себя сыновей, либо просто его дети не хотели возглавлять хасидскую общину.


Кроме того, страшные удары по восточноевропейской общине нанесли Первая мировая война, затем — Октябрьская революция (а большевики преследовали религию), после — Вторая мировая, когда полностью уничтожались целые общины. Скажем, до Второй мировой войны крупнейшим хасидским двором считался Александрув в Польше. Только после него шел хасидский двор из Гура-Кальвария. Однако за несколько лет до войны Гурский ребе велел всем своим хасидам по мере возможности переселяться в Палестину. В результате Гурский двор сегодня считается самым большим в Израиле, а Александрув насчитывает лишь пару сотен семей…


Но в последнее время обнаружился из самых значительных эффектов в еврейской жизни нового времени: число хасидских дворов начало резко расти. Если двадцать лет назад, как упоминалось, их было ОКОЛО 120-ти, то сегодня хасидских дворов — СВЫШЕ 160-ти! То есть практически каждый год возникает как минимум два хасидских двора! Откуда они берутся?


Прежде всего — это разделение старых дворов между сыновьями предыдущего ребе. Раньше бывало так: после кончины главы хасидского двора ему наследовал старший сын (или, как в Гурской династии, следующий на очереди брат). Остальные сыновья (или братья) вели обычную жизнь — преподавали в ешивах, руководили раввинатским судом, просто где-то работали… Но ныне из-за резкого роста ультрарелигиозного населения хасидов стало хватать на всех.ю…


Приведу конкретный пример. В первой половине ХХ века в Европе, а затем в подмандатной Палестине работал выдающийся раввин — Аарон Рота (чтобы вам было понятно, о ком я говорю — его последователи чаще всего носят полосатые иерусалимские халаты). Когда в 1947 году раввин скончался, то оставил после себя сына и взрослую замужнюю дочь. Основная часть хасидов последовала за мужем дочери, потому что сын был еще очень молод. Но нашлись и такие, которые новым адмором (главой хасидского двора) решили выбрать сына, Авраама-Хаима.


Шли годы, оба двора росли. Когда умер зять ребе, то оставил после себя троих сыновей, каждый из которых возглавил хасидский двор. Причем поделились они так: старший сын взял молодых ешиботников и возглавил двор, получивший название "Толдот Аврум-Ицхак". Средний сын взял старых хасидов, и продолжил деятельность двора "Толдот Аарон". А младший получил хасидов по "остаточному принципу" — разбросанных по Израилю, а кроме того, самолично занялся вербовкой новых сторонников. Свой двор он называет "Мевакшей эмуним" ("Просящие веры") — так называлась одна из книг, которые написал его дедушка, рав Рота.


Тем временем в 2010 году скончался сын рава Аарона, Аврум-Хаим. У него осталось четверо сыновей. Когда вскрыли завещание ребе, то оказалось, что он разделил свой хасидский двор между сыновьями. Один возглавил синагогу в Бней-Браке, второй — в Иерусалиме, третий — в Ашдоде, четвертый — в поселении Комимиют (неподалеку от Ашкелона).


То есть из одного маленького двора с пару десятков человек (рав Аарон Рота служит основателем этой династии, в роду у него хасидских адморов не было), возникшего менее ста лет назад, мы сегодня получили СЕМЬ хасидских дворов, общая численность которых уж точно перевалит за десяток тысяч.


Конечно, стоит помянуть и хасидский двор Надворной, где основатель династии, реб Мордехай (он жил в XIX веке), завещал, чтобы КАЖДЫЙ из его потомков по мужской линии возглавил собственный хасидский двор. С тех пор дворов Надворной я вам назову, наверное, с десяток. Некоторые совсем маленькие. А отдельные потомки легендарного раввина просто не желают тянуть суровую адморскую лямку и ограничиваются тем, что по субботам надевают традиционные одежды хасидских ребе — так они, дескать, выполняют завет своего предка.


Но вы скажете: "А может быть, вновь создающиеся дворы совсем маленькие?" Это тоже не так. Известно, что в хасидских семьях обычно много детей. 10-12 братьев и сестер в семье — это норма. То есть если имеется во дворе сотня семей — то через поколение эта сотня семей превратиться в тысячу. Кроме того, в игру вступает такой новый социальный слой, как "новые ортодоксы".


Как это ни парадоксально — "новые ортодоксы" в еврейском народе существовали веками. А ультраортодоксы, постоянно занятые учебой и живущие на стипендию коллеля — явление относительно новое, по крайней мере, в массе своей.


Если посмотреть в еврейскую классику — Менделе-Мохер Сфорима, Шолом-Алейхема и других, — то мы увидим, что традиционные хасиды зарабатывали себе на жизнь разными ремеслами или торговлей, по вечерам учились, а на субботы и праздники ходили к своему ребе. В Израиле же появился целый класс ультраортодоксов — людей, занятых исключительно учебой.


Но вот грянул экономический кризис, цены выросли, стипендии и пособия упали — и людям пришлось идти зарабатывать на жизнь. Такой человек — соблюдающий заповеди, интересующийся хасидизмом и при этом самостоятельно зарабатывающий себе на жизнь, — на языке современных израильских СМИ будет называться "новым ортодоксом". Хотя он не новый, а самый что ни на есть традиционный ортодокс.


Эти "новые ортодоксы" часто путешествуют от одного ребе к другому, выбирая того, кто ему придется больше по душе. Они избегают чрезмерно крупных хасидских дворов, таких, как Гурский или Вижницкий. В этих дворах десятки тысяч хасидов, там нет возможности оказаться за праздничным столом близко к ребе, поболтать с ним по душам, задать ему волнующие вопросы… С другой стороны, "новые ортодоксы" материально независимы — им не надо ждать пожертвования или стипендии, которые обеспечивает ребе. Наоборот, они сами за счет пожертвований поддерживают понравившийся им хасидский двор.


Еще одна причина роста численности хасидских дворов — большое количество сефардов, которым нравится хасидский образ жизни. Традиционные сефардские раввины своей манерой поведения напоминали скорее хасидских праведников — они изъяснялись со своей паствой в основном притчами и сказками, рассказывали занимательные истории и "творили чудеса", раздавая амулеты и талисманы. Рав Овадья Йосеф совершил переворот в сефардском иудаизме. Сегодня традиционные сефардские раввины ближе по стилю к "литовскому" направлению иудаизма — они надевают черные польские сюртуки XIX века и часами изучают (а также толкуют своим последователям) тонкости еврейского религиозного законодательства.


Но пылкой душе простого сефардского еврея все это неблизко. Он хочет попеть за столом, услышать от ребе утешительную и трогательную историю, получить амулет и благословение. Все это делали такие праведники, как Баба Сали и Бен Иш-Хай — сегодня сефард получает это от раввинов, представляющих общины давно исчезнувших с карты местечек.


Кстати, для сефарда все эти польские, румынские, украинские и венгерские местечки — такая же заморская экзотика, как для нас Тимбукту или Марракеш.


Бывают ли "поддельные хасидские ребе"? Вопрос сложный. Притвориться хасидским ребе нельзя. Это петь можно под фонограмму, а вот играть на сцене — уже нет. Народ просто не пойдет к человеку, который не умеет общаться с людьми, не может произнести интересную проповедь, ответить на неожиданный вопрос.


Так что же, минимум два новых двора каждый год — много это или мало? Хорошо (народ возвращается к религии, к еврейской традиции) или плохо ("средневековое мракобесие")?


Не могу ответить. Напомню только о сне Баал-Шем-Това — Машиах сказал ему, что придет, "когда его источники (читай — учение) пробьется наружу" — то есть к каждому еврею…


http://isrageo.com/2015/02/19/novhasidy/